Сказочный Иран: земля гостеприимства, отважных женщин и открытых людей

in #ru6 years ago (edited)

IMG_6236.JPG

Добрый день, друзья Стимитяне!

Я присоединилась к сообществу Steemit несколько недель назад, но только сейчас наконец созрела выпустить свою первую статью. Как вы можете узнать из моей вступительной истории Introduction, в данный момент я живу и по совместительству отдыхаю на прекрасном острове Ко Самуи в Таиланде. Однако моя первая история не об этом путешествии, а о моей короткой, но по-прежнему яркой в памяти, поездке, состоявшейся в августе 2017г., в поразительную столицу великой страны Иран – Тегеран. Я надеюсь, мой рассказ понравится вам так же сильно, как мне понравилась эта поездка. И, пожалуйста, не судите строго стиль моего письма и качество фотографий. Я еще только начинающий «писатель», а фотографии, представленные здесь, были сделаны на обычную камеру iPhone 6 😊

В первую очередь, я должна заметить, что в прошлом году мной овладело невероятное желание путешествовать, хоть каждый месяц, в любую точку мира. В июне я наконец поехала в гости к друзьям в Нидерланды, где провела две необыкновенные недели в Амстердаме, Эйндховене и Бергайке. И представьте себе мое удивление, когда в первый же день по приезду домой ко мне пришло сообщение от моего хорошего университетского друга из Ирана, где говорилось, что он женится через два месяца и хотел бы пригласить меня на свадьбу! Как вы понимаете, я просто не могла отказать такому предложению!

Моя статья не будет углубляться в вопросы достопримечательностей Тегерана, куда сходить и что посмотреть (ну, разве что немного). Вместо этого, я сделаю больший упор на культуру людей, их гостеприимство, ожидание и реальность по некоторым социальным аспектам. Надеюсь, что это позволит и вам захотеть отправиться в путешествие в это вдохновляющее государство, территория которого была когда-то частью великой Персидской Империи – одной из колыбелей цивилизаций.

Перед путешествием

Я с уверенностью могу сказать, что никогда раньше я не готовилась к какой-либо поездке так тщательно, как к посещению Ирана. Каждый раз, когда я планирую путешествие в какую-либо новую страну, я изучаю места, которые стоит посетить, и, что еще более важно, культуру данного государства. В случае с Ираном последнее было как никогда ценно.

Одним из самых интересных моментов до поездки оказались реакции моих друзей и близких на мое решение поехать в именно в эту страну. Конечно, Иран не стоит в списке желаемых стран к посещению большинства людей западного общества, в огромной степени «благодаря» средствам массовой информации, так настойчиво рисующим весьма неблагоприятную картину. Самыми распространенными были слова: «Огоо!», «Что??», «А ты уверена, что там безопасно?», «Ты что с ума сошла? Там же война!» Комментарием моей сестры, уже 12 лет проживающей в Австралии и, конечно же, находящейся в некоторой степени под влиянием западных СМИ, было: «Еще бы в Сирию тебя пригласил!» Тем временем, я молча улыбалась им в ответ. Во-первых, я знала, что мой бывший однокурсник никогда бы не позвал меня в страну, зная, что подвергает меня какому-либо риску. Во-вторых, он бы и сам там не жил, будь там реальная угроза жизни. И в-третьих, у меня было еще двое друзей из Ирана, которые раньше проживали в Казахстане и которые рассказывали только самые лестные истории о своей родине.

Итак, я начала свое изучение этой притягательной страны, до 1935г. известной под названием Персия, в наибольшей степени фокусируясь на культуре, истории, менталитете и этикете одежды.

Дресс-код

Важный вопрос: что положить в чемодан? Что я буду там носить?

Все вы наверняка знаете, что Иран является исламским государством, налагающим строгие правила на форму одежды мужчин и женщин. Женщины должны носить длинные брюки или джинсы и блузку, рубашку или жакет свободного кроя длиной как минимум до середины бедра с рукавами, закрывающими локти. Голова должна быть покрыта платком. Хотя дресс-код для женщин более строг, чем для мужчин, сильной половине человечества также необходимо следовать определенным правилам: длинные брюки или джинсы, рубашка или футболка с коротким или длинным рукавом (никаких шорт и маек без рукавов).

При этом, возможно, не всем известно, что закон о внешнем виде женщин в Иране не всегда был таким, как сегодня. Будучи страной с огромным историческим наследием, Иран подвергался культурным и религиозным изменениям практически каждые 10-40 лет, с приходом нового лидера. Не будем уходить в глубокую древность. В начале ХХ века женщины преимущественно носили белый хиджаб, полностью покрывающий голову, и не пользовались макияжем. Однако уже тогда в стране началось движение за права женщин, и к 1920-ым гг. хиджабы обрели более яркие цвета, и можно было заметить кудрявые локоны, выбивающиеся из-под головных накидок.
информация отсюда

В 1925г. к власти пришел Реза Шах Пехлеви, который стал, пожалуй, главным модернизатором и «вестернизатором» страны. Хотя многие историки по-прежнему ставят под вопрос его действия в отношении внешней политике страны, Реза Шах проделал большую работу по введению и защите прав иранских женщин. В 30-е гг. он наложил запрет на ношение чадры. К сожалению, внедрение закона было резким и даже жестоким, что вызвало отрицательную реакцию со стороны самих женщин, особенно по-настоящему религиозных и более старшего их поколения, посчитавших, что снятие головной накидки их, наоборот, только принижает.
источник

В дальнейшем этот запрет был отменен, что опять-таки вызвало парадоксальную реакцию. Теперь покрывание головы стало считаться среди представительниц прекрасного пола пережитком прошлого и показателем низшего класса. Итак, в 40-е годы женщины Ирана стали одеваться практически так же, как и в любом западном государстве. Персидские женщины стали (не побоюсь этого слова) модными. Стали краситься, делать привлекательные прически, а впоследствии и носить одежду, облегающую фигуру и открывающую ноги и руки.
источник

Фотографии из журналов 70-х гг. очень наглядно это показывают. Иран поистине стал одним из центров моды, женщины с энтузиазмом выражали свою независимость и уверенность в себе посредством ярких современных образов.

79.jpg
источник

175.jpg
источник

К сожалению, это продлилось недолго, и Исламская Революция 1979 г. снова повернула модернизацию вспять, в этот раз наложив еще более строгие законы и запреты на права женщин, чем, пожалуй, когда-либо. Теперь единственным выбором одежды у женщин стал черный хиджаб.

К счастью, примерно через десять лет эти законы стали понемногу ослабевать. Сейчас женщины в Иране не обязаны носить паранджу – могут надевать обычную одежду, но все же закрывающую большую часть тела.

Уже приехав в Иран, я увидела, что большинство женщин покрывают голову платком только наполовину, открывая копны густых волос. Несмотря на строгий контроль правительства, женщины, особенно молодое поколение девушек, не утратили прекрасного чувства стиля. Вся их одежда, макияж и прически подобраны, согласно последним тенденциям мировой моды. Еще одно доказательство того, что не так просто сломить дух и внутреннюю независимость уверенной в себе женщины.

Итак, для меня было очень важно подобрать правильный гардероб к поездке, чтобы соответствовать законам страны, но при этом не потерять собственную индивидуальность. Поход за покупками оказался для меня, конечно же, очень увлекательным занятием.

DB78BDDC-F15D-4A22-840E-337773B6E676.JPG

Дорога

Я была приятно удивлена тому, как легко и быстро я получила визу в Иран. Конечно, многое зависит от гражданства путешественника, я гражданка Казахстана. Всё, что мне нужно было предоставить в Генеральном Консульстве Ирана в г.Алматы, - это справку с места работы, бронь отеля, форму заявления и паспорт, и уже на следующий день я получила свой пропуск в эту сказочную страну.

IMG_5630.JPG

Не знаю, как вы, но когда я лечу на самолете, я люблю расслабиться в своем кресле, посмотреть новый фильм, насладиться (каким бы он ни был) обедом на борту и пригубить вино или пиво. В этот раз с последним пунктом было все несколько иначе. Я знала, что в Иране употребление алкоголя запрещено. Во всем самолете из не-иранцев были только я и еще двое-трое человек, и дабы не показать неуважения к дружелюбному персидскому народу, вместо пива, я заказала томатный сок. Но вы можете себе представить, каково было мое удивление, когда все (и я имею в виду ВСЕ!) иранцы на борту стали с молниеносной скоростью заказывать пиво, виски и другой крепкий алкоголь. Борт-проводники не успевали наливать один напиток, как им поступал уже новый заказ. Первый раз за свой довольно немалый опыт полетов я стала свидетельницей того, как на борту закончился весь имеющийся алкоголь – менее, чем через два часа полета...

И тут меня осенило: законы в Иране и нравы иранцев – это две абсолютно разные вещи. Большинство граждан Ирана (по крайней мере, я могу судить о жителях столицы) не придерживаются религиозных верований настолько сильно. Они следуют закону шариата только потому, что это закон, возложенный на них сильными мира сего, и по-другому нельзя, но не потому, что они сердцем верят в их правоту. И то, что произошло в тот день на борту самолета, как нельзя лучше показывает, что никакими законами нельзя изменить истинных убеждений такой сильной нации. Ну и, конечно, то, что запретный плод действительно сладок ))

Приземлившись в Тегеране через четыре часа полета, все женщины и девушки, включая меня, быстро накинули платки на голову и направились в международный аэропорт Тегерана Имама Хомейни. По пути к паспортному контролю передо мной шла, как я догадывалась, жительница Южной Кореи. Ее головной платок был изготовлен из слишком гладкого шелка и постоянно спадал с головы. По ней было видно, что она очень из-за этого переживала, каждые три секунды поднимая платок обратно вверх. Тем не менее, сотрудник службы контроля ни коим образом не осудил девушку, чей платок на тот момент находился уже не на голове, а на плечах, и поставил положительный штамп в ее паспорте.

Пройдя паспортный контроль и получив багаж, я вышла из аэропорта Тегерана, перед которым в ряд красовались желтые автомобили такси. Показав водителю бумагу с адресом проживания на фарси, заранее напечатанным моим товарищем, я направилась в город.

IMG_5628.JPG

Город

В скором времени мне открылись величественные пейзажи Тегерана. Первое, что замечаешь, проезжая по широким улицам столицы, - это несоразмерно огромное количество государственных флагов. Они повсюду! На каждом мосту, вдоль большинства дорог, на многих зданиях. Еще одно свидетельство того, насколько правительство пытается показать свой авторитет и привить дух патриотизма его гражданам. Как бы то ни было, от вида этих многочисленных развевающихся на ветру флагов поистине захватывает дух.

IMG_5668 1.jpg

На многие километры простираясь вдоль горного склона, Тегеран окутывает своих жителей и гостей воистину особенной атмосферой. Смешение современного и традиционного, ухоженного и обшарпанного, богатства и бедности, роскоши и простоты. Старые монументальные здания гармонично соседствуют с новыми постройками из стекла и металла. Очень мило вписываются многочисленные фрески на стенах домов. Вдоль каждой дороги разбиты красивые зеленые клумбы с высаженными цветами и небольшими деревьями. Несмотря на очень высокую температуру в летнее время года и отсутствие дождя, все растения выглядят живыми и ухоженными. Среди плотного потока дорогих и не очень иномарок можно внезапно наткнуться на советскую «Ладу», наверно завезенную сюда еще в 70-е. Шумный мегаполис наполнен поразительными историческими музеями, роскошными дворцами, оживленными базарами, уютными ресторанами, современными торговыми центрами и приятными парками.

IMG_5629 1.jpg

IMG_5670 1.jpg

IMG_5681 1.jpg

IMG_5813 1.jpg

IMG_6059 1.jpg

Только ступив на иранскую землю, я получила возможность попробовать один из иранских деликатесов, когда не говорящий на английском, но улыбчивый шофер такси угостил меня большими черными иранскими семечками в лимонном соке 😊 Этим милым жестом было положено начало гостеприимства иранского народа по отношению ко мне.

IMG_5616.JPG

Персидское гостеприимство

Три года назад в Алмате я познакомилась с замечательным человеком из Ирана, который в очень короткие сроки стал одним из моих самых близких друзей. И, узнав, что я еду на его родину, он тут же связался со своими родителями, которые и приютили меня в своем доме в Тегеране. В мире есть много народов, которые славятся своим гостеприимством. Грузины, тайцы, армяне, казахи, колумбийцы, итальянцы, швейцарцы... Побывав в Иране, я испытала на себе и истинное гостеприимство иранцев. Еще никогда раньше я не чувствовала себя так комфортно в чужом доме, как это было у родителей моего алматинского персидского друга. Они кормили меня вкуснейшими домашними завтраками и обедами (персидская кухня – это вообще тема для отдельной статьи), познакомили меня с многочисленными сестрами, тетями и племянниками, возили меня по ресторанам и достопримечательностям города и ни в коем случае не позволяли мне платить практически нигде. Когда мы гуляли по базарам, племянница матери моего друга купила мне по мешку иранских семечек и фисташек, а ее сестра в конце моего пребывания подарила мне красивый кулон собственного изготовления. Я действительно чувствовала себя, как еще один ребенок этого замечательного семейства. Мой друг, к которому я приехала на свадьбу, также был невероятно щедр, подарив мне день отдыха в своем восхитительном спа-центре, а также шикарную посуду из меди как сувенир об Иране.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

Свадьба

Третий день моего путешествия был днем свадьбы моего университетского друга. Мое представление о персидской свадьбе было следующим: традиционная церемония в традиционно украшенном большом помещении с персидскими коврами, орнаментами на стенах и массивными люстрами, женщины в красивых традиционных нарядах и платках на голове, ...и много еды. Пожалуй, я была права только в пункте про еду.

Свадьба проходила в большом загородном комплексе для проведения мероприятий с просторным садом. Половина столов находилась в саду, половина – в помещении. Все было в светлых тонах – белые скатерти и стулья, кремовые и розовые цветы, белые ленточки и лампочки на деревьях, площадка для венчания из светлого мрамора с большим бассейном, в котором плавали красные лепестки роз. Все убранство было современным и по-летнему легким (никаких персидских ковров и орнаментов).

IMG_5707 1.jpg

IMG_5698 1.jpg

Еще одной дилеммой для меня было: что надеть на свадьбу? Мой друг убеждал меня, что на свадьбах люди не придерживаются консервативного стиля одежды, как на улицах города. Но только прибыв на мероприятие, я поняла, почему. Отправляясь на свадьбу, персидские представительницы прекрасного пола надевают красивейшие наряды, закрывающие ноги и руки, и покрывают головы платками. Однако свадьбы намеренно проводятся в таких заведениях, которые можно полностью снять только под данное мероприятие. Когда гости въезжают на территорию свадебного комплекса, ворота закрываются на замок, и внутри каждый волен выглядеть так, как пожелает. Девушки снимают платки и громоздкие наряды, из-под которых открываются модные облегающие платья с открытыми плечами и спиной или глубоким декольте. Пожалуй, я на той свадьбе была одета консервативнее всех молодых женщин 😊

IMG_6091 1.jpg

Похожая ситуация обстоит и с алкоголем на свадьбах. Несмотря на строгий запрет на употребление спиртных напитков, некоторые люди в Иране тайком занимаются производством высококачественного алкоголя или же завозят его из других стран. На свадьбах обычно друзья жениха и невесты привозят горячительные напитки, которые в дальнейшем разливают в помещении для обслуживающего персонала. Сильно этого не афишируют, но все об этом знают. На воротах в свадебный комплекс всегда стоит свой человек, который может либо предупредить всех о приезде полиции, либо от нее отплатиться.

IMG_5697.JPG

Свадьба началась приветствием молодоженов, которые приехали вместе и прошли по дорожке в сад под овации друзей и близких. Невеста была в шикарном платье кремового цвета с расшитым бусинами верхом и пышной юбкой. Жених был в классическом элегантном черном костюме с бабочкой. Затем была примерно сорокапятиминутная церемония бракосочетания. Мужчина с хорошо поставленным голосом задал вопросы невесте и жениху и после получения положительных ответов читал пожелания и наставления новобрачным. Гости внимательно слушали, улыбались и временами смеялись. Затем мужчина по очереди приглашал самых близких родственников и друзей, которые подходили к жениху и невесте, произносили короткие тосты и дарили подарки. По традиции, все подарки должны быть из золота – золотые ювелирные украшения для невесты, золотые часы для жениха.

IMG_5714.JPG

После церемонии все проследовали к своим столам угощаться разнообразными закусками и вкуснейшими безалкогольными пуншами, внутри зала заиграла танцевальная музыка современных иранских звезд, гости и молодожены активно танцевали как минимум три часа. Все были счастливы, все обнимались. Меня также вся семья и друзья жениха и невесты приветствовали с особым дружелюбием и уважением. После бурных танцев подали основной ужин – шведский стол из множества роскошных ароматных блюд персидской кухни, горячее, салаты и десерты. В конце мероприятия всем гостям раздали памятные подарки – фотографии жениха и невесты и небольшие сувениры.

Свадьба – это всегда особое мероприятие. Ты становишься свидетелем любви двух людей. Но также и любви их семей и близких. И хотя я на той свадьбе, кроме жениха, никого не знала, мне нравилось наблюдать за тем, с какой нежностью и любовью эти замечательные люди поздравляют друг друга и как искренне радуются этому прекрасному событию.

IMG_5706.JPG

Завершение

Я уезжала из Ирана с чувством благодарности, но и чувством, что мне не хватило. Четырех с половиной дней недостаточно, чтобы увидеть всё.
Я поразилась огромными просторами Тегерана из 435-метровой Башни Милад, шестой самой высокой башни в мире.

IMG_6101.JPG

IMG_5843.JPG

IMG_5842 1.jpg

IMG_6100.JPG

Побывала во всех залах, спальнях и кабинетах Дворца Саадабад, где жил сам Реза Шах в годы своего правления, а дальнейшем и его сын – Мохаммед Реза Шах.

IMG_5930.JPG

IMG_5964.JPG

IMG_6050.JPG

Увидела, из какой посуды обедали и на каких автомобилях разъезжали члены династии Пехлеви, в музеях, примыкающих ко дворцу.

IMG_5991.JPG

IMG_5999.JPG

IMG_6036.JPG

IMG_6046.JPG

Насладилась поразительными видами ночной столицы с Моста Табиат длиной в 270 метров.

IMG_5908.JPG

IMG_5905.JPG

Погуляла по многочисленным базарам города, включая Тегеранский Базар, или Большой Базар, где можно купить практически все, что душе угодно, – от вкуснейших орехов, сухофруктов, шафрана, чая и нуги до красивейшей посуды из меди, роскошных персидских нарядов и даже дешевой техники.

IMG_6079.JPG

IMG_6081.JPG

IMG_6071.JPG

IMG_6073.JPG

Узнала, как вкусно сочетаются фрукты и ягоды с тушеным ягненком в восхитительных блюдах персидской кухни.

IMG_6090.JPG

Мне не хватило не потому, что чего-то было мало, а потому, что всего было много, и хотелось еще!

Иран – это больше, чем Тегеран. Это и другие исторические города, как Шираз, Исфахан, Йезд, Тебриз, Санандадж, Горган...

Я благодарна судьбе за то, что привела меня в эту прекрасную страну. Я не говорю о правительстве. Я говорю о людях. О гордом, но открытом, персидском народе. О женщинах, которые даже в таких условиях остаются верными себе и не теряют дух. О мужчинах, которые, несмотря на правительство, любят и заботятся о своих женщинах и общаются с ними на равных. Об искренних, дружелюбных и гостеприимных людях, готовых открыть свои двери иностранцу. Об официантах, продавцах и обычных прохожих, улыбающихся и старающихся говорить на ломаном английском и даже русском.

Мы живем в мире информации, но далеко не всегда верной информации. Я не призываю вас к тому, чтобы вы бездумно ехали в любую точку мира, рискуя действительно попасть в эпицентр военных действий или эпидемии страшного заболевания. Обычно достаточно просто проверять информацию. В век высоких технологий это, к счастью, можно сделать очень легко, быстро и бесплатно. Спрашивайте у людей. У тех, кто проживает в стране, которую вы желаете посетить, или кто там уже побывал.

Зачастую нужно просто раздвинуть рамки привычного, перечеркнуть стереотипы, открыть свой разум и сердце, и мир откликнется тем же.

Примерно через 20 минут после взлета пассажирского авиалайнера, следующего по маршруту Тегеран – Алматы, борт-проводница произнесла сообщение: «Уважаемые дамы и господа, капитан отключил знак «Пристегнуть ремни». Сейчас вам будут предложены прохладительные и алкогольные напитки». И через полтора часа полета на борту самолета снова закончились все запасы алкогольных напитков.

IMG_5850.JPG

Пожалуйста, оставляйте комментарии, ставьте апвоуты и подписывайтесь!

Спасибо, что читаете

Диана :)

Coin Marketplace

STEEM 0.27
TRX 0.13
JST 0.032
BTC 60777.49
ETH 2913.91
USDT 1.00
SBD 3.59